ШУМАКОВ

«Чтобы помнили» Под таким названием выходила в свое время документальная программа гениального Леонида Филатова, в которой ведущий рассказывал об известных в советское время актёрах, уже ушедших из жизни.
Это была честная, светлая программа, направленная на память артистов, которые отдавали свою душу работе, подчас сгорая, не раскрыв нам до конца свою личность. Эта тема нужна будет всегда, ведь память воспитывает нас. Я решила не менять названия. Мне кажется, более ярко, выразительнее, уже не скажешь. 

Чтобы помнили
  Памяти  нашего земляка, музыканта Александра Шумакова.

Я встретилась с Тамарой Николаевной Шумаковой, которая была для Александра Андреевича и женой, и другом, и единомышленником, и самое главное, любящей и любимой женщиной.

«Хочу рассказать об Александре Андреевиче Шумакове, каким он был человеком, потому что он заслужил, чтобы о нем вспоминали, чтобы о нем помнили». Тамара Шумакова

РОДИТЕЛИ

Его отец, Андрей Афанасьевич, коренной еманжелинец, свою сударушку жену нашел в Рязани. Она была женщиной чисто русского склада, острослов. Александр Андреевич унаследовал от нее эту особенность: быть ироничным, составлять по ходу общения впечатление о человеке, найти у него особенные стороны. Я приведу пример. Когда мы встречались, мама  Александра Андреевича, увидела меня один раз, второй и сказала Саше с сочувствием: «Хороша Маша, да не наша», на что он ответил: «Постараемся, чтобы была наша». И добился своего.
В семье все были музыканты. Отец Александра был кузнецом, но еще и играл на свадьбах, куда его часто приглашали, аккомпанировал на сеансах фильмов (тогда, в 50 - х  звуковых фильмов было мало) и, конечно же, в городском саду на танцплощадке. Любовь к игре перешла к сыновьям. Самая большая доля таланта досталась самому младшему – Саше.

ДЕТСТВО

Замечательное, немножко бесшабашное у него было детство. Рос шаловливым, неугомонным мальчишкой. Когда пошел в школу полностью изучил крышу здания школы, чердак. Поднимался по водосточной трубе. На чердаке у него были свои потаенные места, уголки.

Не признавал лестницы, как и все мальчишки, съезжал по перилам. Однажды в школе съезжая так, он прыгнул одному спускающемуся впереди, как показалось ему, мальчишке на плечи. А это оказался директор школы Михаил Костюшев, который и был небольшого роста, как подросток. Наказание последовало такое. Их закрыли в пионерской комнате, где хранились горны и барабаны – атрибутика жизни тогдашних ребят. Без горна и барабана невозможны  были никакие  праздники и линейки. Инструменты эти строго настрого брать нельзя. Для его друзей настоящим наказанием было быть закрытыми, для Саши же нет. Как потом он вспоминал: «Я от души наигрался на горнах и барабанах».
Еще он рассказывал, как они в детстве сами себе мастерили самокаты, что – то из деталей искали, где только можно, что – то вытачивали сами. В общем, свободной минутки не было у тогдашних мальчишек. А у Саши еще были уроки музыки, которая оставалась для него самым любимым делом.
Вспоминается еще  такой случай. Мальчишками, они облазили все близлежащие леса. Ходили рано утром за корнем солодки, собирались как в поход. Наедались досыта и, поэтому были все сытенькие и здоровенькие, ничего нам не делалось, как говорил Александр Андреевич впоследствии. Вот однажды мальчишки ушли очень далеко, в сторону Еткуля. Там проходила высоковольтная линия. На одной вышке этакая металлическая пика, принимать сигналы. Так вот, они устроили соревнования, кто выше залезет. Добрался до самой верхотуры, конечно же, Сашка. Схватился он руками за эту пику, а она тонкая, стала раскачиваться. Что делать?  Внизу мальчишки в панике. Но Саша исхитрился, изловчился, нашел - таки опору одной ногой  и стал потихоньку сползать вниз. С тех пор мальчишки звали его Читой, как обезьянку.

Он не боялся никакой высоты. Мечтал о космосе. Уже, будучи довольно взрослым, в оркестре где он играл, его называли «вертолетом», за то, что он не мог спокойно ходить, просто «летал».
Саша был мальчишкой смелым очень, способным на неординарные поступки. Он не паниковал, старался находить  решение. Это его характерные черты – находчивость, смышленость. И еще одна черта, он должен быть всегда впереди всех.
А вот такой курьезный случай с ним произошел.  На месте четвертой школы было болото. Решили пацаны там искупаться, хотя  было еще прохладно. Первым полез, конечно же, Саша. Он рассказывал: «Я разделся, сиганул в воду и зацепился за корягу. Кое – как отцепился, но потерял часть своей одежды, в которой купаются. Выхожу из воды  весь в тине и… без трусов. Вокруг смех, а мне  не до смеха. Кое – как нашел трусы и помчался домой».
Запевалой был в пионерском отряде. Голос был звонкий, не хуже Робертино Лоретти, которому он в то время подражал. Играл в театральном коллективе. Любимой ролью был Буратино. Буратино в одной сцене выкидывали из мешка, зрителям и артисту это очень нравилось, стоял хохот.
Вообще его тянуло к театру, к людям, которые так или иначе были связаны с музыкой, искусством. Примером всегда были старшие братья, которые были очень творческими натурами.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Начиналось все с детства. С того периода, когда он пришел во Дворец культуры. Лет десять было ему. Но мечтал попасть во Дворец, когда тот еще строился. Бегал лет 8 – 9 по фундаменту будущего Дворца. Все ждал, когда же Дворец  построят и он откроется. И вот наступил этот момент. В 1952 году Дворец сдали в эксплуатацию, и первым кто забежал, был Саша. Великолепие по тем временам сразило его (Тамара Николаевна весело смеется). Все его радовало, удивляло. Но больше всего его покорили коллективы самодеятельности, где танцевали, пели. А самым ярким впечатлением был духовой оркестр, когда он услышал, как играют духовики, увидел их яркие, блестящие инструменты. В это время не было еще музыкальной школы, поэтому брал уроки у музыкантов. Приходил на репетиции оркестра, сидел, слушал, впитывал в себя, учился, постигал азы музыки. Пробовал и музыку высокого плана, так скажем. Он тяготел всегда к академизму, обладая замечательным музыкальным слухом, подбирал на баяне любую мелодию. Этот дар ему тоже достался от папы.
Именно тогда у него утвердилось решение, непременно всю свою жизнь посвятить музыке.
В то же время он играл на баяне в школе. Было принято проводить утреннюю гимнастику под «живую» музыку. Так вот, в школе № 5  в десять лет проводил утреннюю зарядку Саша.

ЮНОСТЬ

В юности он поступил в народный университет им. Н.К.Крупской в Москве, заочно. Там в основном преподавали теоретические дисциплины. Через  года полтора, когда закончил университет, поступает в Челябинское культпросветское училище на хоровое отделение.
Первая запись в трудовой книжке 8 марта 1960 год, место работы – Дворец культуры им. А.С.Пушкина. Работать начал аккомпаниатором на баяне и руководил вокальным коллективом. Уже тогда он пробовал себя в работе с солистами, танцорами.
С того времени он с Дворцом не расставался. В одном из своих интервью, на вопрос «Что для Вас Дворец?», ответил – «Вся моя жизнь связана с ним. Дворец и я – это что- то общее. Наверное, можно сказать, что Шумаков – один из кирпичиков здания, и я этим горжусь».
Во Дворце Александр Андреевич проработал более 53 лет.



АРМИЯ

В 62 - ом году его забрали в армию. Служил он три года, (тогда столько служили) в закрытом гарнизоне, в Горьковской области, в ядерном центре России. В армии специальность у него была «стрелок».
Вначале никто не знал, что он музыкант. Служба забирает практически все время. Но потом, в короткие промежутки отдыха, Саша  приходил в солдатский клуб, играл на баяне, играл на гитаре, чтобы не потерять навыков. Его заметили,  попросили выступать в роли конферансье, а это подходило ему - шуток и прибауток знал множество. Потом он начинает выступать на солдатской эстраде в составе ансамбля, аккомпанирует солистам. И все у него получается. Сослуживцы называют его полковым артистом.



УТВЕРЖДЕНИЕ

Отслужив, Александр устраивается обратно в родной Дворец аккомпаниатором танцевальных коллективов. Одновременно работает в клубе «30 лет ВЛКСМ» разреза «Батуринский», ведет уроки музыки в школах города и заочно учится в музыкальном училище уже на отделении «народные инструменты».
Годы 70 - 80 – молодость, здоровье, горение. Работа кипит, сил достает, чтобы после уроков, закинув за плечи баян,  мчаться на занятия с вокальной группой во Дворце, а оттуда в 127 - ое. Из училища снова во Дворец аккомпанировать уже танцевальному коллективу.
Эти годы можно охарактеризовать как утверждение в профессии. Это работа с ведущими самодеятельными коллективами, исполнителями. В те годы он вступил в прославленную агитбригаду «Уголек» - гордость Еманжелинска, которую знали далеко за пределами города. Александр аккомпанирует квартету (Леонид Савченко, Дмитрий Теренков, Георгий Коновалов и Михаил Платонов). Со всеми он дружил до самого последнего времени. Сейчас из квартета остался только Леонид.

Работая с участниками самодеятельности швейной фабрики, происходит знакомство с замечательной исполнительницей русских песен Лидией Курбатовой. Их творческий союз длился 40 лет. Под Сашин аккомпанемент состоялись три замечательных музыкальных вечера Лидии. Еще одна исполнительница, с которой он работал  – Ирина Ларионова. Я считаю, что это выдающаяся певица, не только нашего города, но и России. Многому научилась у Александра Андреевича Танюша Максимова (Аверкина), которая пришла девчушкой – школяркой в вокальную девичью группу на разрезе. В этот же период произошло знакомство с Галиной Коноваловой (Федорова). Под руководством Александра Андреевича она выросла в настоящую творческую личность. Весь город знает Галину Федорову.
Работая в школах, Александр разучивает с учениками произведения о Родине, Отечестве, России. Тогда он нашел интереснейшую песню «Сын России». Он  всегда считал себя сыном России – россиянином, славянином, и это не высокие слова. Действительно, он яркий представитель нашего российского образа. Поэтому ему близко не только русское творчество, но и творчество белорусского, украинского народа.
Тогда же, в составе агитбригады «Колосок», училища 127 победная поездка в Москву, откуда вернулись с наградами.
Особое наслаждение вызывала игра в духовом оркестре, где занимались старшие братья Виктор, Геннадий и Сергей. В тот же период во Дворце в оригинальном жанре (степ) работал Владимир Павлович Фриш. Так Саша быстро научился, и они вместе такие выдавали номера!
Талантом Александра Андреевича можно назвать то, что он сразу мог увидеть, способности человека и помочь ему реализовать эти способности. Уметь организовать вокруг себя коллектив -  вот настоящее призвание культработника. Еще одна его особенность – оттачивание любого произведения до мелочей, чтобы все звучало безупречно.


- Тамара Николаевна, вашу встречу можно назвать судьбой?
- Я жила тогда на Проходной и  в Красногорске, в интернате, а Саша ушел служить в армию. Он вернулся, я уехала в Казахстан, вышла там замуж. Но все равно судьбой нам суждено было встретиться. Мы были половинки друг друга, притягивались. Я почувствовала, как будто искра пробежала в нашу первую встречу, и он тоже.
- И где это произошло?
- Как ни странно во Дворце  Пушкина  на вахте. Это был 1988 год - февраль. Приехав из города Костромы, я искала работу. Пришла во Дворец. На вахте сидят два мужчины, ничем не примечательные, один даже в шапке. Я подумала, что дежурный. Спрашиваю: «Почему так тихо в здании, не слышно занятий». Мужчина в шапке – это и был Александр Андреевич, как оказалось впоследствии, быстро так в ответ: «А вы кто?». Оказывается, меня приняли за проверяющего начальника. Узнав, что я певица и ищу работу, сразу повел меня в класс. Мне как - то не внушал доверия его внешний вид, вспомнился сразу фильм про Фросю Бурлакову,  когда ее, разыграли. Я так осторожно спрашиваю: «А почему вы, если музыкант, на вахте сидите?» Оказалось, что его попросила дежурная, которой нужно было отлучиться.
Получилось, что в первый же вечер он прослушал меня. Мы сразу поняли, что говорим на одном языке  - языке музыки. Когда он растянул баян, попросила его исполнить «Волгу – реченьку», популярную тогда. И вот мы один куплет в одной тональности, второй – в другой.

Прошлись по всему фортепианному ряду. Надо сказать, что Саша был удивлен, ему понравилось мое пение. Пригласил меня прийти на следующий день, чтобы показать меня, как он выразился всему «бомонду». «Вам необходимо у нас работать», - так он выразился. Утром собрались все руководители во главе с Любовью Александровной Жуковой – заведующей отделом культуры в то время. Так я попала во Дворец культуры им. Пушкина, и так произошло наше знакомство с Александром Андреевичем. В 1989 году 22 апреля, в день рождения Ленина  мы узаконили наши отношения.
- Если не секрет, сколько вам было лет, когда вы встретились?
    - Какой секрет. Мне было 42 года, Александру Андреевичу 46. Мы встретились в           сознательном возрасте, но только через год рискнули сказать друг другу о своих чувствах и что должны быть вместе.
- Жить двум творческим людям вместе трудно?
- Я бы сказала непросто. И в то же время интересно. Мы вместе обсуждали каждый рождающийся музыкальный образ. Могли и ночью соскочить, чтобы быстрее записать свои мысли, а потом уже занимались обработкой.
Хочу рассказать, как родилась песня «Ты построй в своем сердце Храм». В начале 2000 – х у Александра случился инфаркт. Три дня он находился в крайне тяжелом состоянии, меня к нему не пускали. А когда его из реанимации перевели в палату, первое что он мне сказал: «Капелька, - почему – то Саша так меня называл, смущенно улыбается Тамара Николаевна, - «Ты пришла. Бери скорее ручку, записывай. На каком - то клочке я записала слова:

Ты построй в своем сердце Храм
В Храме том, ты молись по утрам
За Россию распятую грешную
И за слезы людей безутешные.
Помолись, чтоб услышал Бог,
Чтоб он дал тебе семь хлебов.
Чтобы не было больше беды,
Чтобы не было больше войны.
Чтоб не слышать слез матерей
Потерявших своих сыновей.
Чтоб не гибли люди в огне,
Чтоб не рвались фугасы нигде.
Дай нам, Господи, мир и покой
От беды нашу Землю укрой.

Он прямо выпалил эти строчки, на одном дыхании. А еще слабый был и уже прошептал: «А музыку я тебе дома наиграю».
- Были у вас разногласия в творчестве?
- Конечно.  Спорили, обсуждали, доказывали друг другу свою точку зрения. Но потом все – таки приходили к согласию. В споре рождается истина.
- Детям передали любовь к музыке, искусству, культуре?
- Большой любовью для нас с самого раннего возраста была внучка Тоня. С детства выходила с нами на сцену. Ее первый выход произошел, когда Тонечке было годика четыре. Мы с Александром Андреевичем выступали с ансамблем «Квитка», Тоня в зрительском зале. Я пою, вдруг чувствую в своей руке ладошку. Она вышла на сцену и запела на украинском языке, да правильно так. Нам ничего не оставалось делать, как продолжать петь дальше, как будто так было задумано. После этого концерта Саша начал разучивать с ней детские песенки, обучал ее основам теории музыки, показывал аккорды. Во втором классе мы ее отдали в музыкальную школу. Александр Андреевич сказал как - то: «Это наше будущее, наше продолжение. Она будет обязательно жить музыкой». Так и произошло.

- Александр Андреевич хорошим был учителем?
- Очень. Не только для своей внучки. У него был педагогический дар. Его уроки можно было смотреть и слушать.
- Какой характер у музыканта Шумакова?
- По характеру взрывной был. Сначала все эмоции выплеснет, накричит даже, если видел, что, по - его мнению, было не так, а потом переживает. Я говорила: «Сначала надо подумать, а потом делать». На что он отвечал: «У меня все шировот на выровот». Требовательным был ко всем, особенно перед выступлениями. Во время занятий не терпел когда кто – то отвлекался.
- Какие произведения наиболее удавались Александру Андреевичу?
- О, он мог все что угодно мог сыграть. Когда он перестал видеть, а это длилось десятилетия, Александр занимался по слуху. С первых звуков незнакомой мелодии он мог повторить ее на баяне, можно было проверять по нотам, ни одной ошибки не допускал в музыкальном тексте.
- Его любимые композиторы?
- Любимым был И.И. Дунаевский. Очень любил музыку Хренникова, Баха.
- Встречался баянист Александр Шумаков с баянистом Фридрихом Липсом?
- Их знакомство произошло еще в детстве. Брат Саши  Геннадий был первым педагогом Ф. Липса по классу баяна.  Именно он увидел в своем ученике большое будущее. Позже, когда Ф.Липс уже знаменитым приезжал в город, Саша и Ф.Липс встречались в Школе искусств. Надо сказать, встречи происходили на равных. Интерес у них был общий – музыка. Конечно, Ф.Липс более совершенен в технике, но Александр не уступал ему в познании музыки.
- Какую награду считал для себя самой дорогой?
- Мы с «Квиткой» ездили на фестиваль «Осенние цветы» в Москву. Наше выступление высоко оценили. Мы стали победителями. Александра Андреевича наградили грамотой Министерства культуры. Так вот для него это была очень высокая награда. Ни один коллектив не привез столько разнообразных произведений. А ведь надо сказать, что Саша не был украинцем. Это по достоинству отметило высокое жюри. Говорили, что из такой далекой глубинки ансамбль показал такой высокий уровень.

- А какой Александр Андреевич был в быту? Какое, например, его любимое блюдо?
- Разносолы готовить особо некогда было, мы все время в работе, а любил он очень картошку, в любом виде: и жареную, и вареную, и в мундире, и без мундира.
- Как у вас праздники проходили?
- Праздники встречали всегда вместе с коллективами. Дома практически не бывали – репетиции, концерты, смотры, фестивали.
- Тамара Николаевна, а каким было отношение Александра Шумакова к женщинам?
- Очень любил женщин, и относился к ним с особенной трепетностью. Любил женщин, в которых есть особый стержень внутри. Он всегда говорил, что нет ничего лучше женщины на свете. Сравнивал музыку с женщиной.
- В трудные времена баян помогал выжить?
- А как же. Саша называл его: «Мой кормилец». Были времена, когда денег не давали, выручал баян. Нам с Сашей приходилось выступать. В общем, мы с баяном и в горе, и в радости.
- Никогда не было мысли уехать из города?
- Один раз. Мы как - то отдыхали в Карагайском бору. Там дали большой концерт. Нас долго не отпускали зрители. Никто не хотел расходиться. Собрались по окончании концерта и еще столько песен перепели. Среди отдыхающих находился некий Бухман. Как потом оказалось, он имел отношение к театру ЧТЗ. Предложил нам переехать в Челябинск, работать в этом театре. А у нас в это время сложности были с жильем: комната была в одной квартире и вторая комната в квартире через два подъезда. Так мы жили года два. Терпению пришел конец и стали подумывать о переезде. Но Юрий Яковлевич Горбунов, когда узнал, так сказал: «Как это одни из лучших людей города уедут. Я вас не отпущу». Решил нашу проблему. Да и мы одумались: «Как это мы  покинем родной город, для Саши особенно. Город его  детства».

- В последние годы ему было очень тяжело.
- Да. Но его спасала работа. Он продолжал работать. Все страдания он переносил терпеливо, ни разу не обмолвился, что ему плохо, тяжело. До последней минуты не позволял мне, жене, никаких ухаживаний за ним. Все делал сам. Один единственный раз сказал: «Я не боюсь уйти из жизни, я боюсь за тебя. Мне очень жалко, что ты остаешься одна». Верно, говорят, человек чувствует, что его дни сочтены. И он тоже это чувствовал сердцем. Хотя стойко держался, крепился. Вместе мы прожили 26 лет.
- Он ушел. С чем Вы живете теперь?
- Очень тяжело. Это как лететь, как говориться, с одним крылом. Так и мне. Но я стараюсь поддерживать все его коллективы, с которыми он работал. Коллектив «Квитка» - это главный коллектив Александра Андреевича. Завоевал призвание не только в городе, но и за пределами. Вообще любой коллектив, с которым он работал, быстро, в течение года занимал почетные звания. «Бабье лето» поднялся за короткий срок так высоко, что ему досрочно было присвоено звание «народный». Это упорный труд Александра Андреевича.
- О чем мечтал Александр Андреевич?
- Мечтал написать мюзикл «Не пытайтесь с женщиной спорить». Не дописал
романс  для меня «Последний лист».
- Как бы Вы обозначили жизнь Александра Андреевича?
- Это просто. Ни дня без музыки. Не было ни одного дня, чтобы он не брал в руки баян. Только разве что когда ему приходилось лежать в больницах. И то голова его была занята музыкой. Встреча с баяном потом проходила очень трогательно. Брал в руки баян, глаза горят, а руки сразу начинают бегать по клавишам. Они становились единым целым.


ОЦЕНКА ЕГО ДОСТИЖЕНИЙ И ТРУДА

Творческие люди отдают свою душу не получая взамен никаких материальных благ. Для них главное донести до зрителя посредством музыки, что у них в душе. Таким был Саша.

Каждому человеку хочется, чтобы люди помнили о нем, хоть совсем немного. Может быть  его работу, его талант или  его личность. Но как часто всё это предается забвению. На смену старым талантам уже спешат молодые, вытесняя маститых, известных когда - то, на второй план. Жизнь продолжается.
 Так давайте снова вспомним об ушедших наших земляках, вложивших в наш город часть своей души, которые стали его «кирпичиками»  и, самое главное, будем помнить о них!

Наталья Ческидова,
Ян Сабиров